26 декабря 2022 г. в Москве состоялась III Всероссийская конференция-совещание «Клинико-психолого-педагогическое исследование современных детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью». Организаторами мероприятия выступили Министерство Просвещения Российской Федерации и Институт коррекционной педагогики РАО.
В работе конференции приняли участие представители экспериментальных площадок ИКП РАО, региональные участники опытно-экспериментальной работы, представители образовательных организаций, специалисты органов управления образованием субъектов Российской Федерации, специалисты центров ППМС и ПМПК, научные сотрудники и представители высшей школы.
Основная цель конференции – представление профессиональному сообществу результатов научно-исследовательской работы, проводившейся в 2022 году сотрудниками ИКП РАО при участии субъектов Российской Федерации в контексте задач изучения детей с ОВЗ, с инвалидностью в современной образовательной и социальной среде. Мероприятие также предполагало обсуждение методологических, организационных, методических аспектов изучаемой проблемы, раскрываемых и уточняемых на основе полученных в 2022 году результатов эмпирических исследований основных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
Работа конференции проходила в видеоформате в рамках четырех секций.
На секции №1 обсуждались результаты клинико-психолого-педагогического изучения детей с ментальными нарушениями развития в современной образовательной среде. Среди ключевых тем - образовательные возможности обучающихся с интеллектуальными нарушениями, экспериментальное исследование навыков жизненной компетенции у дошкольников с ЗПР и др.
Участники секции №2 «Этапные результаты и ближайшие перспективы клинико-психолого-педагогического изучения детей с сенсорными нарушениями и нарушениями опорно-двигательного аппарата» рассмотрели проблемы диагностики детей с нарушениями слуха, зрения, специфику коммуникативной деятельности младших школьников с НОДА и др.
На секции №3 рассматривались направления, содержание и тенденции изучения детей с тяжелыми нарушениями речи. Особое внимание было уделено вопросам клинико-психолого-педагогического изучения детей с тяжелыми нарушениями речи, стратегии обследования понимания речи у неговорящих детей и др.
Внимание участников секции №4 было сосредоточено на семейном контексте в клинико-психолого-педагогических исследованиях современного ребенка с ОВЗ, с инвалидностью. Их ознакомили с результатами изучения семейного контекста, особенностями дистанционного консультирования семей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью младенческого и раннего возраста, вопросами партнерских отношений в практике помощи семьям, спецификой потребностей и ресурсов семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями зрения, и пр.
Директор Центра Екатерина Витальевна Орлова представила доклад «Коммуникация в паре «мать – ребенок раннего возраста с органическим поражением ЦНС» и ее перестройка». Екатерина Витальевна проанализировала определенные феномены в ходе общения матери и ребенка, раскрыла значимость изменения коммуникативного поведения матери сообразно возможностям и потребностям ребенка, обозначила основные задачи и итоги коррекционной работы по преодолению неблагополучия в общении взрослого и ребенка.
Программу и видеозапись конференции можно посмотреть по ссылке.